Anton Corbijn / Антон Корбайн

Легендарный фотограф
картинка, оставленная пользователемкартинка, оставленная пользователем
картинка, оставленная пользователемкартинка, оставленная пользователем
картинка, оставленная пользователем

Цитата:
Антон Корбайн — самый легендарный рок-фотограф в истории жанра и один из самых известных клипмейкеров. Список его клиентов выглядит как алфавитный указатель рок-энциклопедии: U2, Depeche Mode, R.E.M., Metallica, Nirvana, Foo Fighters, Tricky, Дэвид Сильвиэн, Джон Ли Хукер, Ник Кейв, Брайен Ферри, Бон Джови и десятки других. Он снял несколько документальных фильмов и выпустил десяток книг фотографий, а его выставки открываются по всему миру практически каждую неделю. Уроженец маленького голландского городка неподалеку от Роттердама, в 24 года Корбайн покинул свою марихуанно-тюльпановую родину и уехал в Лондон — как оказалось, навсегда. Причина переезда была проста как три аккорда — однажды Антон услышал голос вокалиста манчестерского квартета Joy Division, суперзвезды депрессивного пост-панка Иена Кертиса. По прибытию в Лондон Корбайн мгновенно оказался в эпицентре буйного ренессансного расцвета пост-панк-тусовки и быстро превратился в ее виднейшего фотолетописца. Он даже успел отснять своих любимцев — антиутопически мрачная съемка квартета на эскалаторе лондонской подземки стала одной из знаковых для Joy Division. Через год после эмиграции Корбайна Иен Кертис, пересмотрев свой любимый фильм — "Строшека" Вернера Херцога и врубив на полную альбом Игги Попа "The Idiot" — повесился у себя на кухне в Манчестере. 27 лет спустя 52-летний Антон Корбайн вернется на круги своя и дебютирует в игровом кино фильмом "Контроль", названном в честь великого хита Joy Division "She's Lost Control" — черно-белым трибьютом группе, которая перевернула его жизнь и превратила в легенду.

Кто-то сказал про Антона: "Корбайн снимает рок-звезд не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть". Чтобы понять, что имел в виду автор цитаты, достаточно вспомнить самую известную обложку Корбайна — "Joshua Tree" U2. Его стиль мгновенно узнаваем: крупнозернистая, погруженная в туманное марево картинка; фигура на переднем плане в полном расфокусе; четкие силуэты на заднем плане; романтика экзотических городов, бескрайних прерий и больших аэропортов. Окунувшись в магический проявитель Корбайна, U2, R.E.M., The Rolling Stones, Metallica, Ник Кейв, Гэвин Фрайдей и десятки других всплывали на поверхность кадра "такими, какими должны быть" — камера Антона умеет превращать видимость в сущность. Именно поэтому Depeche Mode когда-то провозгласили Корбайна пятым участником группы: без покрова его черно-белого волшебства Гэхен и Гор чувствуют себя бедными сиротами во враждебной реальности. Действительно, кому, кроме Корбайна, могло прийти в голову закутать Дейва в горностаевую мантию и отправить с раскладным стульчиком в нескончаемое восхождение по вершинам королевского одиночества? ("Enjoy the Silence"). Или населить клип уродами с картин своего соотечественника Босха ("Walking in My Shoes")? Или распять на кресте дряхлого дедушку Санта-Клауса (Nirvana, "Heart Shaped Box")? Фронтмэн Nirvana Курт Кобейн оказался для Корбайна вторым Кертисом — благо тщедушного мазохиста Кобейна еще при жизни постоянно называли реинкарнацией вокалиста Joy Division. "Heart Shaped Box" — последний клип Nirvana — наверное, вообще мой лучший мой клип", — говорит Корбайн. "Курт был отличный парень, очень умный и интеллигентный. Я сделал с ним известную съемку — Курт со следами плетей на спине. Ему понравилась съемка, и он сказал: сделай нам клип. После "Heart Shaped Box" Курт попросил меня снять их следующий клип, на что я ответил, что не буду этого делать, потому что снять клип лучше у меня навряд ли получится. Тогда Курт сказал, что если не ты, значит никто не будет делать нам видео. Разговор был в январе 94-го, а в апреле он застрелился."

Другим любимым моделям Корбайна, и в частности, самым любимым — U2 и Depeche Mode — повезло гораздо больше: все они живы-здоровы и продолжают сладострастно подставлять себя под волшебный фотоглаз двухметрового голландца. "Работа с U2 — самый важный проект моей жизни", — утверждает Антон. "Я не могу поставить никого рядом с ними, а они не могут поставить никого рядом со мной. Я снял все главные кадры их карьеры, не считая десятков тысяч не столь важных". Несколько лет назад Корбайн решил подвести предварительные итоги взаимной, длиной в четверть века, преданности ирландских рок-небожителей и их незаменимого бытописателя и выпустил эпический фолиант "U2 & I". "Издатели боялись браться за книгу — говорили, что слишком дорого и что никто, кроме заядлых фэнов, не покупает фотоальбомы групп. Единственным, кто верил в книгу с самого начала, был Боно. Билл Клинтон, Салман Рушди, Майкл Стайп, Вим Вендерс — все они написали о том, почему мы с U2 неразделимы. Я послал им всем письма с просьбой и вложил пятифунтовую бумажку в каждое", — издевается Корбайн. "На самом деле, Боно дал им понять, что это будет очень важная и серьезная для группы книга. Точнее — главная книга о U2." Но даже Боно и компания не могут похвастаться тем всеобъемлющим вниманием Корбайна-имиджмейкера, на которое всегда могли рассчитывать Depeche Mode. "Боно — авантюрист, любящий рисковать и экспериментировать со своим имиджем. Дейв Гэхен — консерватор, он хочет всегда выглядеть как рок-икона, потому и предпочитает статичные кадры. Боно же я могу запросто выбрить панковский гребень, как у Де Ниро в "Таксисте" или нарядить в сомбреро и наклеить мексиканские усы. В клипах обратная ситуация — здесь как раз Дейв более эксцентричен, вспомни "Enjoy the Silence" или "It's No Good". Боно никогда не будет делать ничего подобного в клипе. У каждого свои заморочки и представления о том, как подавать себя визуально, но с Depeche Mode я мог позволить своему воображению делать все что ему угодно. Фанаты Depeche Mode — единственная часть населения Земли, которая узнает меня в лицо! Да и все "рок-звездные" моменты моей биографии связаны с Depeche Mode — мне приходилось вести весьма порочный образ жизни, когда я ездил с ними на гастроли! Однако, я всегда интересовался не их порочными пристрастиями, и не тем, чтобы разделить их с ними, а тем, чтобы сделать их более привлекательными. Чтобы рок-звезда выглядела рок-звездой, иногда приходится быть очень изобретательным."

Корбайн обожает работать со своим постоянными "моделями", которых он снимает всю жизнь, взрослея и старея вместе с ними, преодолевая, запечатлевая и останавливая время на пути к неизбежному старению и смерти. "Что-то должно быть в человеке, что сразу располагает его к тебе. Скажем, Брайен Ферри звонит мне однажды и говорит: приходи ко мне в субботу в 10 утра. Приезжаю и вижу кучу людей в смокингах, в то время как я сам — в кожаных штанах и футболке. Оказывается, Брайен пригласил меня фотографировать свою свадьбу. Ну как не любить такого человека? С Боно было проще; во время одной из наших первых фотосессий он сказал мне: "Сделай так, чтобы на фото я выглядел высоким красавцем с обширной печатью интеллекта на лице". Я ему и ответил: "Короче, ты хочешь выглядеть как я?" Еще один любимый постоянный герой фотографа — вокалист латышской группы Brainstorm Рейнарс Кауперс. "Как-то пару лет назад я приезжал в Ригу на день рождения Рейнарса. Тогда его поздравляла президент Латвии. На следующий день в газетах на первой полосе была моя огромная фотография с Рейнарсом, и никакого президента!"

Об эстетике Корбайна, о мгновенной узнаваемости его персонального стиля, о его, так сказать, "фотографическом мазке", можно писать бесконечно. Корбайн и сам всегда рассказывает о формировании своего уникального стился с удовольствием. Например, о легендарной зернистости его фотографий: "Зерно необычайно фактурно и почти физически ощутимо. В молодости я много снимал уличных концертов, но у меня было мало денег на пленку, и поэтому в помещении я снимал на ту же пленку, на которую снимал на улице. А при съемке в помещении на эту пленку возникает зерно, что мне очень понравилось — поэтому даже когда я уже мог себе позволить любую пленку, я продолжал использовать эту. Мне нравится характер этой пленки, ее грубость и способность передать дыхание жизни". Или о не менее знаменитой мании "расфокусировывать" персонаж на первом плане и сосредотачиваться на заднике: "Когда снимаешь дальний план и кто-то случайно заходит в кадр, то этот персонаж, естественно, оказывается в расфокусе. У меня случайно получились несколько таких удачных кадров, поэтому я начал делать это нарочно. В съемках рок-групп так достигается ощущение общности и невыделенности вокалиста на первый план. Иногда первый план и бэкграунд складываются в мощный контраст. Например, я снимал Шинейд О'Коннор и перевел фокус с ее лысой головы на расписанную граффити кирпичную стену. Получился портрет настоящего скинхэда. Часто удается лучше передать характер личности, акцентируя внимание на чем-то случайном. Вокалист группы Scritti Politti Грин Гартсайд однажды пожаловался, что он в раскфокусе. Это все равно как если бы натурщица пожаловалась Пикассо, что он нарисовал ее квадратиками".

В уникальной персонализированности "мазка" так до конца и не ассимилировавшегося "лондонского голландца" виновато, вполне возможно, его происхождение. "Голландия всегда была самой визуально продвинутой страной Европы. В Англии, например, очень хилая визуальная культура. Англичане умеют продавать визуальные образы, но создавать их лучше других умеют голландцы — художники, архитекторы, дизайнеры. Англичане делают классную рекламу и журналы, но попробуй вспомнить хоть одного мало-мальски приличного английского художника." В отличие от мастеров живописи прошлого, работавших, как правило, на заказ и получавших плату из рук модели-заказчика, Корбайн всегда запечатлевает людей, которые ему симпатичны: "Я фотографирую только тех людей, которые интересны лично мне. Например, недавно один австрийский правый политик предлагал мне сделать его съемку, и я отказался. А вот Фиделя я бы снял не задумываясь." Кинодебют великого фотографа — апофеоз корбайновского "запечатлевания как любви", ибо в "Контроле" он запечатлел то, что в жизни каждого человека бывает только раз — свою первую любовь.

Официальный сайт Антона Корбайна: http://www.corbijn.co.uk/
Выставка "Четыре измерения Антона Корбайна" в Москве и Питере: http://corbijn.ru/exhibitions/

P.S. На выставку я схожу по любому, но фотографии Антона в интернете найти тяжело... Может есть у кого - нибудь его работы?
О, хорошая тема насчет выставки! Спасибо! Тоже обязательно схожу!
картинка, оставленная пользователем


То ли я такой везучий, то ли рекламная кампания у настоящего приезда Корбайна в Петербург столь вездесущая... В итоге раза 2-3 видел сюжеты об открытии выставки по ТВ, попал на 2 больших интервью в TO и Афише. Учитывая, что не попал на выставку в 2005 решил пойти сейчас.

Воскресенье. День. Очередь в 20 человек в кассы. Шок от цены в 300 р за билет. Толпа в зале, где вывешены работы. Судя по контингенту выставки можно сказать многое: тут студенты соседствуют с солидными мужчинами и их длинноногими спутницами, культурные пенсионеры толкаются локтями с паталтыми рокерами из 90-х за право поближе подойти к фото работе. Вобщем все были тут. ( Через час очередь уже начиналась на улице)

Если честно, благодаря сюжетам по телеку и тем же самым интервью узнал больше о выставке, нежели после личного присутствия.

Мне было крайне сложно воспринимать работы А.Корбейна в современном контексте. Для начала девяностых его взгляд интересен, портреты особены, герои фотографий приковывают взгляд не только потому, что они знамениты.

Но сейчас, после той лавины фото экспериментов, которая обрушивается на нас посредством развития технологий и медиа смотреть Корбайна просто скучно.

Заглавным словом для выставки "4 пространства" я бы сделал "ОДНООБРАЗИЕ".

Переходя от одной звезды прошлого к другой не испытываешь ни пиетета не умиления *(может быть просто они не герои моего поколения?!) Складывается такое ощущение, что Корбайн вывез всех на съемки в один и тот же день. Для серии работ, отобранных для выставки еще сойдет, но вот зная, что эти работы - дело его жизни...

Так что сопоставив одно с другим готов сделать удручающий вывод об истинном "привозе" Антона Корбайна к нам. Все это из одной серии с гастролями давно потухшими на западе, но еще (почему-то?) популярными у нас звездами музыки прошлого. Их все везут и везут. А мы все идем и идем. И это не ностальгия. Это неплохой способ заработать выдав желаемое за действительное. И именно отсюда растут ноги у билета за 300 рублей, и именно для этого был сделан сайт corbijn.ru

Поэтому ничего сверхестественного ожидать не стоит. Все это уже было...хватит восторгов. И если вообразить , что 4 пространства это четыре стены, то есть комната, то не стоит искать в ней черную кошку гениальности автора, тут ее уже нет.
fenotip
Я все равно схожу, хотя твое мнение очень интересно. smile.gif И 300 р мне в принципе не жалко. Нравятся мне его работы с Депешами (до сих пор фанатею), фильм Контроль великолепен и вообще расчитываю там книгу его работ купить.
отсчёт пошёл
в Петербурге выставка за несколько первых дней побила рекорд посещаемости. у нас она проходит в Манеже, где обычно всякие выставки и бывают, но согласно статистике - раньше Манеж столько людей не видел. я был на ней в эту пятницу. как и ожидалось больше всего времени я простоял перед знаменитой фотографии Joy Division в лондонской подземке. есть в ней нечто завораживающее и это не только то, что JD одна из любимых групп wink.gif
. . . get out . . .
выставка не понравилась. свет убогий и фотки под стеклом, бликуют сильно.
Если сравнивать с выставкой Корбайна в Срогановском года 3 назад, то просто небо и земля.
Вообщем, неизвестно за что 300 рэ платить...

А фото у Корбайна хорошие... с этим не спорю.
ничего гениального в нем не вижу. по-моему просто хорошо пропиаренный чел.
посомтрите кто в рейтинге блогов яндекса на первом месте - ну? то-то же
Умеет чувак бабло зарабатывать.
Здесь могла быть ваша реклама.
Лестно, конечно, что твои работы путают с великим мастером, но всё-таки хотелось бы копирайтов
(я имею в виду фото девушки на фоне стройки)
Черт возьми приятно, когда шуточный трибьют Корбайну путают с работой Корбайна. Польщена)))
supersonic_vibe может зря мы бросили этот проект? biggrin.gif
supersonic_vibe
chelysheva

хы-хы... biggrin.gif все ошибаются
а если не секрет, dronious, где вы взяли это фото?
chelysheva
на яндексе по запросу в картинках первая вылетает

Этот топик читают:

24 ответов с 01.03.08 в 15:19
Назад в Литература и Живопись